Районный методический семинар для ДОУ по теме: «Среда-третий педагог»
Главная / Новости / Районный методический семинар для ДОУ по теме: «Среда-третий педагог»

 

Развивающая образовательная среда состоит из трех компонентов:

- взаимодействие участников педагогического процесса

- развивающая предметно-пространственная среда (РППС)

- содержание дошкольного образования.

Семинар посвящен развивающей предметно-пространственной среде дошкольного учреждения, как одной из составляющей развивающей образовательной среды. Пространственная среда безусловно влияет на развитие ребенка и используется при организации образовательного процесса.

Участники с помощью программы Ментиком обменялись характеристиками ПРРС.  Согласно п. 3.3.4. ФГОС это  содержательно-насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность.

         Важно, что согласно регламентирующему документу (ФГОС) каждая организация САМОСТОЯТЕЛЬНО определяет средства обучения. Это дает возможность, исполняя нормы СанПин, организовать уникальную, свойственную только конкретному детскому саду РППС.

Районный руководитель методического объединения дошкольников Павленко Светлана Викторовна подготовила для участников рекомендации, опираясь на которые, каждый выступающий представил проблему и  обозначил средовые решения, созданные для решения проблемы. Выступающие рассказали о формах, технологиях, применяемым с использованием созданной среды, продемонстрировали результаты. Выступления были проведены с использованием презентаций, фотографий, схем, видеофрагментов и др.

Дошкольная группа Березовского сада представила игровую зону «Игропарк» и рассказали о применении лабораторий в опытно-исследовательской деятельности.

Гришевский детский сад поделился опытом организации предметно-развивающей среды в разновозрастной группе.

Подгоренский детский сад №2 рассказал о центре детской активности «Физическое развитие». Поделились с новой педагогической технологией «Диалог с препятствиями».

Подгоренский детский сад №1 представили модель зону познавательной деятельности и представили схему центра когнитивного развития.

Дошкольная группа Подгоренской СОШ №2 представили опытно-экспериментальную деятельность в младшей группе в рамках познавательного развития, а также подняли тему создания психологического комфорта через организацию предметно-пространственной среды.

Участники семинара заслушали и обсудили рекомендации коллег по созданию и организации зон деятельности РППС. В целом, рефлексия была организована через методику «Открытый микрофон», каждый имел возможность и право высказаться. По итогам работы районного методического семинара сформулированы следующие методические рекомендации:

- МКОУ Переваленская ООШ №1, дошкольная группа.

При построении развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность, учитывать: особенности эмоциональной личности ребёнка, индивидуальные предпочтения и потребности, творческие способности.

Учитывать возрастные особенности ребенка.

Например,  для детей 3-4 лет в данной зоне может быть уголок ряженья и игрушки для театрализации знакомых сказок.

В группе же для детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а также зона должна отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.

В нашей групповой комнате  отведено место для театрального уголка.

Здесь находятся следующие материалы: театр настольный, ширма, наборы кукол для разыгрывания сказок, театр, сделанный самими детьми, родителями  и воспитателем (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации, костюмы),персонажи с разным настроением т.д.

- МКОУ Сергеевская СОШ, дошкольная группа.

Исходя из маленького опыта организации РППС в нашем детском саду, мы предлагаем несколько рекомендаций.

Принцип «Природосообразности».

Человек – это часть природы. Поэтому все центры активности желательно связать с матушкой-природой. Ребенок в такой среде будет чувствовать себя не только комфортно, но и будет активно познавать мир.

- Подразумевается организация не только уголка природы, где дети наблюдают за развитием растений; изучают, что необходимо растениям для роста и так далее.

Используется этот принцип и в других центрах:

- Уголок экспериментирования: дети изучают различные явления природы. Например, работа в центр воды и песка позволяет ребятам соприкоснуться с природой непосредственно, изучая неживую природу.

- Уголок конструирования: с помощью конструктора дети изучают природные зоны нашей планеты, знакомятся с жителями этих зон.

- Уголок литературный: из книг дети узнают о природе, о повадках животных, о домиках, в которых они живут и так далее.

- Спортивный уголок: у детей формируются представление, что на свежем воздухе очень полезно заниматься двигательной активностью.

- Можно перечислить плюсы этого принципа во всех уголках РППС нашего детского сада.

2. Построение РППС по принципу «Я дома».

Не каждый ребенок привыкает к новым условиям быстро и без напряжения. В новых чужих и тем более в новых условиях ребенок не чувствует себя защищенным, не чувствует себя безопасно и комфортно. Значит, детский сад должен обеспечить такие условия, при которых детям в ней будет хорошо. Только в условиях комфортной обстановки в детском саду возможно развитие личности. Поэтому, нужно стараться создать РППС в детском саду максимально приближено к домашним условиям.

- Кукольный уголок: дети, как и дома, укладывают спать игрушки, заботятся о них.

- Уголок «Кухня»: чувствуя себя домашней хозяйкой или хозяином, дети приближаются к домашним условиям.

- В уголке ряженья дети могут одеть фартук, как у мамы, одежду для ремонта, как у папы.

- Даже в уголке для родителей, дети, наблюдая фотографии своей семьи, чувствуют рядом их присутствие и им становится комфортнее.

3. В современных условия развития детей, не следует забывать и о принципе детской инициативы.

Это принцип, который подразумевает в деятельности детей, в работе ребенка в любом уголке, центре, проявление своего творчества, решение своих задач, открытие нового.

- Ребенок проявляет инициативу в работе уголка «Знакомство с профессиями», играя со сверстниками в сюжетно-ролевые игры, ребенок выбирает себе профессию, которая ему ближе, нравится, придумывает правила игры.

- В уголке конструирования развивается творчество ребенка в изобретениях, например, при работе с конструктором «Простые механизмы».

- Уголок Родины: дети по своим интересам и желанию узнают о том или ином уголке нашей родины, используя различные способы. Например, раскраска матрешек, рассматривание росписей гжель, городец или хохлома, знакомясь с местами нашей Родины, где они появились, или чтение рассказов и стихов о различных городах и другие.

Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности.

- Предложения по созданию РППС от дошкольной группы Сагуновской СОШ:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции, а также должна работать на развитие самостоятельности, самодеятельности, инициативности каждого ребенка,

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка, меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения и образовательной программы.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми, цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

5. В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать психологическую безопасность, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально — потребностной сферы.

7.  При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

- Предложения по созданию РППС от дошкольной группы Подгоренской СОШ №2:

1.Принцип комплексирования и свободного (гибкого) зонирования. Он предполагает размещение материалов в определенных функциональных пространствах, позволяющих детям заниматься детям одновременно разными видами деятельности, не препятствуя друг другу; предполагает возможность использования как стационарных мебельных модулей, представляющих зоны (центры), укомплектованные материалами, обеспечивающими реализацию детских видов деятельности, так и подвижных мебельных модулей, комплектуются ситуативно, под конкретный интегрированный вид деятельности (модуль интегрированной деятельности – МИД), тему (тематический модуль ТМ).

2. Проблема: Необходима консультативная и практическая помощь по работе с интерактивной доской.

- МБДОУ «Подгоренский детский сад №2»:

Создание РППС как единого открытого образовательного пространства.

Среда ДЛЯ ребенка, а не ДЛЯ насыщения.

Необходимость «голоса ребенка в среде».

Использование среды для обеспечения деятельностного подхода.

- МКДОУ «Подгоренский детский сад №1»:

«Среда ДОО для подготовки детей к школе и жизни!»

С чего начать?

1. С понимания того,

- что относится к РППС;

- для чего она нужна ребёнку;

- где будет находиться (участок, группа, рекреация);

- продумать материалы и оборудование, которое будет использоваться для развития детей;

- продумать пространство, из которого ребенок будет черпать социальный опыт и знания;

- какое отношение имеет РППС в зоне ближайшего развития.

2. Провести анализ контингента детей (наличие детей с ОВЗ, одарённых, национальная принадлежность).

3. Обратить внимание на:

- то, что среда должна организовываться самими детьми, по их инициативе;

- национально – культурные условия, в которых осуществляется образовательная деятельность.